Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Астраханский фотохудожник Г.А. Поплавский. Оранжерейный рыбокомбинат в фотографиях автора.
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Астраханский фотохудожник Г.А. Поплавский. Оранжерейный рыбокомбинат в фотографиях автора.

Астраханский фотохудожник Г.А. Поплавский. Оранжерейный рыбокомбинат в фотографиях автора.

20 января 2025 Просмотров: 152

Поплавский Георгий Антонович, 1910-1996 гг., ветеран Великой Отечественной войны, астраханский фотожурналист, член Союза журналистов СССР. Он родился 14 апреля 1910 года в станице Лапы Лапского района Белостокской области Белорусской ССР.

В фондах музея хранится коллекция предметов [АМЗ КП-44042/1-34], в количестве 34 единицы, относящиеся к личности фотографа Г.А. Поплавского: 6 фотографий портретного плана, а также, связанных с профессиональной деятельностью [АМЗ КП-44042/1-6]; каталоги фотовыставок, в которых принимал участие фотохудожник – 4 единицы [АМЗ КП-44042/7-10]; почетные грамоты, дипломы, которыми были отмечены фотоработы Поплавского Г.А. на различных фотовыставках, его деятельность на поприще фотоискусства – 24 единицы [АМЗ КП-44042/11-34]; медали памятные в фонде «Нумизматика» - 6 единиц [АМЗ КП – 43815/Н -49094 – АМЗ КП -43820/Н-49099].

Кроме этого в фондах музея находятся 9 коллекций фотографий автора: 8 – основного фонда, 1 - научно-вспомогательного фонда, посвященных промышленности, сельскому хозяйству, культуре, спорту, здравоохранению Астраханской области, людям труда, виды города Астрахани, области, интересны фотографии захоронений Астраханского кремля. [АМЗ КП-14901/ 1-1328; АМЗ КП-16532/1-1025; АМЗ КП-20852/1-147; АМЗ КП-21713/1-53; АМЗ КП-25161/1-101; АМЗ КП-17613/1-227; АМЗ КП-25134/1-238; АМЗ КП-26081/1-26; АМЗ НВ-15119/1-200].

Коллекции фотографий Поплавского, охватывающие период торой половины XX века, в основном 1960-1990-е гг., очень обширные, затрагивают разные виды деятельности человека, в основном это промышленное развитие области, передовики производства. Кроме этого в фондах музея находится коллекция негативов автора по теме здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства [АМЗ КП -32904]. При таком богатом наследии фотохудожника его личность недостаточно освещена. В данной статье автор приводит факты биографии, касающиеся военного периода, его деятельность, как корреспондента газеты «Волга», его профессиональные достижения, благодаря имеющемуся документальному материалу, воспоминаниям его коллег, информации с сайта «Память народа». В настоящее время в городе Астрахани родные Поплавского не проживают, не удалось установить контакты с близкими, но память об уникальном фотохудожнике, фотолетописце Астрахани жива, фотографии автора бывают представлены на музейных выставках. Автор статьи беседовала с коллегой Поплавского – Виталием Дмитриевичем Лояничем, 1935 года рождения, астраханским фотохудожником, членом Союза журналистов России, заслуженным работником культуры, благодаря его воспоминаниям удалось воссоздать образ фотохудожника. Виталий Дмитриевич описывал Поплавского, как уважаемого журналиста, ветерана войны, статного, высокого роста, крупного мужчину, неторопливого, спокойного, уверенного в себе [5].

Георгий Антонович Поплавский в годы Великой Отечественной войны был призван Астраханским Облвоенкоматом, с 1941 года, таким образом, до начала войны он уже проживал в Астрахани. Поплавский Г.А. служил старшим техником-лейтенантом в 8-м дальнебомбардировочном авиаполку, 1 воздушная армия, 31-я передвижная авиационная ремонтная мастерская (ПАМ - 31). Мастерская действовала с 1941 по 1945 гг. За боевые заслуги Поплавский был отмечен боевыми наградами: медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» (как старший авиационный техник 31-й подвижной авиационной мастерской), двумя орденами «Красной звезды», медалью «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны II ст.».

Благодаря информации с сайта «Память народа» составлен послужной список Поплавского Георгия Антоновича. Медалью «За боевые заслуги» Поплавский Г.А. был награжден за добросовестную работу, будучи старшим авиатехником моторного цеха ПАМ-31 по узлу картеров и коленвалов, только за 1944 г. его подразделение отремонтировало 300 картеров, 500 коленвалов, не считая других деталей. Он ежемесячно выполнял программу на 120%, проявляя инициативу и изобретательность, разыскал лыжи самолета ПО-2 в городе Иваново, посланные по железной дороге и потерявшиеся в пути. Как указано в наградном листе Поплавский Г.А. по своему внешнему виду, по дисциплине и внеслужебному поведению являлся одним из лучших офицеров части, пользовался заслуженным уважением коллектива [4].

Орденом «Красной Звезды» от 16 июня 1945 года Поплавским Г.А. был отмечен, как старший техник подвижного цеха авиационных мастерских ПАМ-31 1-й Воздушной армии. В наградном листе указано, он показал образцы мужества и самоотверженности в труде, под его непосредственным руководством было испытано моторов М-11- 1125 шт., М-105- 120 шт., картеров – М-11 – 1305 шт., коленвалов – 1350 шт., цилиндров – 2100 шт. Поплавским обучено ремонту мотора – 20 человек. При налетах вражеской авиации он показывал примеры мужества, продолжая работать и увлекая своим примером подчиненных [4].

Медаль «За победу над Германией» вручалась Поплавскому, служившим в должности начальника отдела капитального строительства ПАМ-31 [4].

Таким боевым, мужественным офицером, хорошо разбирающимся в технике, он вернулся с фронта в июле 1946 г. Страна возрождалась после войны. Среди достижения 1950-х годов – успешное испытание водородной бомбы, спуск на воду атомного ледокола «Ленин», освоение целинных земель Казахстана, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. «Космическое десятилетие» 1960-х показало, что СССР – это страна космических технологий. 1970-1980-е гг. – триумф советской культуры, спорта: по всему миру гремит слава русского балета, в Москве проходит Олимпиада. Советский Союз шел впереди всей планеты. Поплавский Георгий Анатольевич, как человек энергичный, увлеченный начинает заниматься фотографией. Фотография становится увлечением советских людей, это было доступное и качественное техническое хобби.

На одной из личных фотографий автора 1960-х гг. он изображен с группой фотографов, на другой в пальто с двумя фотоаппаратами на груди, на следующий – в рабочий момент съемки с фотоаппаратом: фотография «Группа астраханских журналистов. Поплавский Г.А. 1961 г.» [АМЗ КП-44042/3/Ф-21074]; фотография. «Поплавский Г.А. 1975 г.» [АМЗ КП-44042/2/Ф-21073]; фотография. «Поплавский Г.А. на уборке риса в совхозе «Коммунар». 1968 г.» [АМЗ КП-44042/5/Ф-21076]. Фотожурналисты должны были действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий. Со слов коллеги Поплавского Г.А. - астраханского фотографа Лоянича Виталия Дмитриевича, 1935 г.р., каждый уважающий себя фотограф носил два фотоаппарата, так как количество кадров в пленке было ограничено – 36, а процесс мог быть непрерывный, требовалось время на то, чтобы поменять пленку, одновременно продолжая фотографировать другим фотоаппаратом [5].

Любителям и профессионалам всегда требовалась качественная фотоаппаратура, ведь камера – это сложный оптико-механический прибор, предназначенный для реализации творческих замыслов мастера [1, с. 508]. Фотоаппарат являлся не только продолжением глаза, но и руки фотохудожника, таким образом, он должен был отвечать не только определенным требованиям техническим, но и должен быть легким.

Лоянич В.Д., как профессионал, объяснил, что в советское время для съемки широко использовались узкопленочные фотоаппараты с размером кадра 24 х 36 мм. [5] Небольшой размер кадра определяет компактность малоформатной аппаратуры, пригодной для съемки с рук и достаточно легкой для постоянного ношения [1, с. 509]. Большие увеличения с такого негатива не приводят к заметной потере резкости. Поэтому малоформатные фотоаппараты до сегодняшнего дня являются самым массовым классом пленочной аппаратуры, использующимся в новостной фотожурналистике и любительских фотографиях. Виталий Дмитриевич Лоянич пояснил, что самые популярные фотоаппараты 1960-1980-х гг. были – «Зенит» (с 1952 г.), «Зоркий-4» (с 1948 г.), «Зоркий – 4к» [5]. Как правило, отдельные типы составляли семейства постепенно совершенствовавшихся моделей [2, с. 195].

Во второй половине XX в. фотоискусство (искусство фотографии) окончательно вошло в круг изобразительных искусств. Главные изобразительные средства фотоискусства: композиция и кадрирование, резкость и оптический рисунок, соотношение тонов и контрастность, формат, тонирование и др., цвет. В ходе развития фотоискусство выработала присущие только ему жанры и формы представления произведений: фотомонтаж, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия, фотоальбом, фотокнига и т.д. В СССР фотография стала одним из средств коммунистической пропаганды советского образа жизни и воспитания [3, с. 147]. Период 1960-х гг., несмотря на определенный консерватизм в отечественной фотографии, застойные явления и принятые штампы, визуальные и идеологические, называют «золотым веком» советской фотографии, он продлился до конца 1980-х годов и охватил три десятилетия. Можно смело сказать, что таким новатором фотографом - шестидесятником стал и Г.А. Поплавский. «Шестидесятники» создали новую фотографию - фотографию настроения, отказавшись от постановочной фотографии, характерной для 1920-1930-х гг. [3, с. 209] Поплавский Г.А. работал в жанре документальной фотографии, фоторепортажа. Персонажи подавались крупным планом, возвышаясь над окружающей действительностью, для передачи размаха социалистического строительства применялась фотосъемка с высоких точек. Все фотографии автора отличает идеальная композиция, умение скомпоновать кадр так, что показана суть момента.

В начале 1960-х гг. сложилась система фотоклубов и фотокружков, любительских объединений, созданных самодеятельными авторами. Поплавский Г.А. был членом фотоклуба областного дома работников просвещения (ДРП) с 1950-х гг., об этом свидетельствует почетная грамота клуба за творческие успехи от 6 мая 1951 г. С 1960-е гг. в Астрахани работал областной фотоклуб, членом, которого являлся Г.А. Поплавский. Он был награжден дипломом за участие в фотовыставке клуба в 1971 г., в связи с 20-летием образования областного фотоклуба, 17.06.1978 г. Астраханский фотоклуб, как свидетельствует В.Д. Лоянич, преобразовался в кинофотостудию «Дельта». Кинофотостудия «Дельта» была организована 1957 году, в 2008 году она преобразовалась просто в «фотостудию», это один из старейших базовых коллективов Областного методического центра народной культуры, который действует и сегодня. Поплавский Г.А. являлся членом фотостудии «Дельта», был награжден почетной грамотой за активную работу по пропаганде фотолюбительского искусства и в связи 25-летием народной фотостудии «Дельта» от 24 декабря 1982 г.

Деятельность Поплавского на поприще астраханского фотоискусства значительна, его фотографии были представлены и отмечены наградами на различных областных, отчетных, Всероссийских, международных фотовыставках. Журналистика и фотожурналистика быстро развивались, совершенствовалась фототехника и методы съемки, журналисты стали получать заслуженные награды, о чем также сообщали журнал. Организовывались Всесоюзные фотоконкурсы среди любителей «Наша современность» (1963, 1964, 1967), межклубные фотовыставки «На Волге широкой» (1965,1966 гг.), Всесоюзной выставки художественной и документальной фотографии «Страна моя» (1973 гг.) и другие.

Поплавский Г.А. был отмечен наградами: почетной грамотой за участие в первой областной выставке художественной фотографии, 4 ноября 1964 г.; диплом за участие во втором Всесоюзном конкурсе фотоклубов «Наша современность», состоявшемся в г. Ленинград, 1963 г., 1964 г., грамотой в 1967 г.; памятной медалью и дипломом I степени за участие в фотовыставке «На Волге широкой» 1965 г. ; медалью памятной   и дипломом II степени за участие в фотовыставке «На Волге широкой» 1966 г. [АМЗ КП-43815/Н-49094], состоявшейся в г. Калинин; дипломом II степени от Вологодского фотоклуба за снимки «Осень», «Перед прыжком», «Под вешалами», 1966 г.; медалью памятной за участие в фотовыставке «Волга - 67», состоявшийся в г. Казани [АМЗ КП-43818/ Н-49097]; дипломом III ст. как участник I Всесоюзной межклубной выставки «Страна моя» 1967 г. за работу «Держи, держи», II Всесоюзной межклубной выставки «Страна моя», 1973 г.; дипломом I степени, как участника Всесоюзной выставки художественной и документальной фотографии «Страна моя», посвященной 50-летию образования СССР, за работу «Знатный овощевод колхоза «Актив» Герой социалистического труда Кенжибаев», 1967 г.; грамотой за участие в Первой Всесоюзной выставке «Фото-марина-69»; дипломом II степени за фото «Скакалка», и дипломом III степени за фото «Герой социалистического труда К. Кенжибаев», экспонировавшихся на отчетной годовой выставке фотоклуба отделения союза журналистов СССР в мае-июне 1969 г.; грамотой за участие в областном телевизионном фотоконкурсе «СССР – 60 лет», 1977 г.; почетной грамотой за участие в областной фотовыставке «Пою мое Отечество» к 60-летию образования СССР, 1977 г; почетной грамотой, как автор снимков «Сошел с астраханских стапелей» и «Рыбацкий флот Каспия», завоевавших I место на областной фотовыставке, 1967 г.; дипломом и поощрительной премией за работу «Портрет», экспонировавшуюся на отчетной областной фотовыставке, 1972 г.; дипломом за фотоработу, экспонировавшуюся на областной фотовыставке «Победители девятой пятилетки», 1976 г.; почетной грамотой за работы, занявшие II место в областной фотовыставке «Мир и дети», 1979 г. медалью памятной за участие в международном фотоконкурсе, посвященном Олимпиаде – 80, 1980 г. [АМЗ КП-43819/Н-49098].

Георгий Анатольевич Поплавский с 1960 по 1980-е гг. работает фотокорреспондентом газеты «Волга», является членом Союза журналистов СССР. Фотожурналистика – особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения [3, с. 210]. 2 сентября (20 августа) 1917 г. вышел в свет первый номер газеты «Астраханский рабочий» (с 3 июня 1918 года – «Коммунист», с 29 февраля 1944 года и по настоящее время – «Волга»). В журнале «Нашей газете 50 лет», спецвыпуск, посвященный 50-летию газет «Волга». 1967 г., представлены иллюстрации Поплавского Г.А.

В фондах музея хранится коллекция газет «Волга, среди них порядка в 15-ти выпусках представлены фотографии Поплавского Г.А. Например, в газете № 240 от 10 октября 1965 г. красивые фотографии, посвященные рыбацкой тематике, труду речников, иллюстрирующие статью «Речники берут рубежи». На фото запечатлен момент подъема краном на плот крупной белуги, приемотранспортные суда у пирса; на другой фотографии – речной флот у Астраханского порта, буксировка плавучего крана к причалу, идет пассажирский теплоход по реке, таким образом, подчеркнута хозяйственное, промышленное значение реки для Астраханского края. В газете «Волга» № 106 от 06 мая 1967 г. на развороте представлена большая статья «Тверда поступь колхозная», посвященная передовикам сельского хозяйства, иллюстрированная фотографиями Поплавского Г.А. В статье описывается трудовой путь колхоза имени Калинина в с. Старица Черноярского района, на фотографиях изображены – бригадиры, трактористы, лучшие механизаторы колхоза. Героями снимков Поплавского, представленных на страницах газеты Волга, становятся передовики, в том числе отмеченные высокими наградами - орденами: работники медицины, рыбаки, колхозники, работники промышленных предприятий Астрахани: завода стекловолокна, Астраханского теполовозоремонтного завода, строители – представители СМУ «Астраханьжилстрой»; работники сельского хозяйства, доярки, работники культуры, спортсмены, а также молодые ребята, как подрастающее поколение. Фотографии видовые, конечно, представлены в политическом ключе: в момент подъема флага, вымпела на собраниях, торжествах; портреты героев труда на рабочем месте. В открытом взгляде его героев отражается вся суть жизни советских людей. Лишь незначительная часть снимков - пейзажные, как например «На Волге широкой», где изображена парусная лодка в газете «Волга» № 240 от 10 октября 1965 г.

Виталий Дмитриевич Лоянич рассказывал о новых достижениях астраханских фотографов 1980-х годов, при съемке торжественных митингов в городе 7 ноября. Фотографы распределялись по маршруту прохождения митинга, более старшего возраста делали съемку на месте, Поплавский, как самый почетный и уважаемый из коллег, конечно, находился на месте, а те, кто помоложе, передавали пленку, причем бежали бегом, спускаясь к «Кристаллу», где находилась фотолаборатория. Пленка проявлялась, мокрые, не просохшие снимки вывешивались на планшетах для фотовыставки. Когда люди шли с митинга, они видели уже готовые фотографии, свои изображения на них и удивлялись оперативности астраханских фотографов [5].

В советский период истории, истории XX в., фотографы старались создавать произведения, которые бы способствовали построению социалистического общества. Краснознаменный Ордена «Знак Почета» Оранжерейный рыбокомбинат, коллектив предприятия, передовики производства, как одного из крупных, развитых предприятий Волго-Каспийского бассейна представлен в фотографиях Поплавского, посвященных темам развития промышленности, культурного строительства в Астраханской области. Коллекция фотографий Оранжерейного рыбокомбината 1960-1970-х гг. представляет собой фотохронику предприятия в период его развития в годы 8 и 9 пятилетки, период строительства, реконструкции, в том числе жилищного строительства. Пафос промышленного развития, реконструкции, строительства объединяет коллекцию фотографий Оранжерейного рыбокомбината, показывает радость и романтику жизни, как итог работы, полезного труда человека, например, фотография «Реконструкция Оранжерейного рыбокомбината, строится компрессорная нового консервного цеха», 1970 г. [АМЗ КП-17613/73/Ф-13822]. Фотографии: «Заводоуправление Оранжерейного рыбокомбината. 1971 г.» [АМЗ КП-17613/70/Ф-13821], «Дом культуры Оранжерейного рыбокомбината. 1969 г.» [АМЗ КП-14901/43/Ф-10021] демонстрируют обновление внешнего вида рабочего поселка, техническое укрепление и развитие комбината. Интересны панорамные съемки плота комбината, флота рыбопромыслового, холодильника, что подчеркивают значимость индустриальной темы, например, «Оранжерейный рыбокомбинат. 07.06.1969 г.» [АМЗ КП-14901/40/Ф-10018], «Рыбацкий стан близ Оранжерейного рыбокомбината. 1960-е гг.» [АМЗ КП-14901/37/Ф-10015]. Человек труда становится главным сюжетом фотожурналистики: например, фотография «Начальник жестяно-баночного отделения Оранжерейного рыбокомбината, лучший рационализатор и политинформатор-международник предприятия, коммунист Николай Семенович Филимонов. 24.02.1974 г.» [АМЗ КП-25134/23/Ф-15391].

Коллекция Поплавского Г.А. очень обширна, фотографии Оранжерейного рыбокомбината привлекает внимание сельчан, как визуальные памятники истории поселка. Благодаря такому визуальному фотографическому наследию в наши дни мы можем проникнуться духом социалистической эпохи, судить о жизни и деятельности астраханцев.

Источники и литература:

1.Большая Российская Энциклопедия: В 35 т. / 

Председатель научн. -редакц. Совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец.Т. 33. Уланд-Хватцев. – 

М.: Большая Российская Энциклопедия, 2017. - 799 с. (с. 508, 509, 510, 511)

2.Стародуб Д.О. Азбука фотографии. – 3-е изд. испр. – М.: Искусство, 1990,- 304 с. (с. 193, 195, 199)

3.Чибиков К.В. Очерки по истории фотографии. М.: Искусство, 1987 г. – 255 с. (с. 147, 209, 210).

4.Память народа Поплавский Г.А. / https://pamyat-naroda.ru/heroes/

person-hero93330408/?backurl=%2Fheroes%2F%3Flast_name%3D%D0%9F%D0%BE...%3Akld_ran%3Akld_bolezn%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_

vmf%3Akld_partizan%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_rvk_extra%3Apotery_isp_extra%3Asame_doroga%3Asame_rvk%3Asame_guk%3Apotery_knigi_pamyati%26page%3D1%26grouppersons%3D1&

5.Воспоминания астраханского фотохудожника Лоянича В.Д.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!