АРШИ-БАКШИН МАЛЫЙ ХУРУЛ
Буддизм – одна из религиозных традиций, исторически распространенных на территории Астраханского края. С XVII в. основными носителями буддизма в Астраханском крае стали калмыки. В соответствии с итогами первой Всероссийской переписи населения 1897 г. в Астраханской губернии калмыки составляли 10% населения.
По состоянию на июль 1917 г. в Калмыцкой степи Астраханской губернии насчитывалось 28 больших и 64 малых буддийских храмов (хурулов), около 2070 человек буддийского духовенства. В городской черте Астрахани существовал деревянный двухэтажный буддийский храм в поселке Калмыцкий Базар.
Буддийский храм в пос. Калмыцкий Базар, так называемый «Арши-Бакшин малый хурул», был построен во вт. пол. XIX в. калмыками Эркетень-Аршиева рода Александровского улуса. Его назвали в честь родового бакши зайсанга Аршиева. В хуруле служили ученики из Бага-эркетенева рода зайсанга Аршиева, Цатанова рода зайсанга Хазлаева.
На территории Калмыцкого Базара во вт. пол. XIX в. существовало так же 4 ступы (цаца).
С 1825 г. на территории располагалась резиденция ламы Калмыцкой степи. В 1881 г. при хуруле значилось 2 гелюнга, гецуль, 7 учеников-манджи, бакши, в 1885 г. - 1 гелюнг и 4 манджи.
Хурул был высоким многоярусным деревянным сооружением, несущим в себе пагодную члененность. Постройка, возведенная из дерева, железа и стекла, была завершена субурганом, увенчанным символами солнца и луны – на середине матицы, языки огня – по 4 углам крыши. Во внутреннем убранстве хурула было представлено 9 шутенов, самый большой – Дара-эхе, 3 шутена Цзонкхавы, Бурхн-Бакши и др. Хурул украшали столбы из лент «чемик-кгол».
Хурул пос. Калмыцкий Базар привлекал значительное внимание исследователей буддийской философии и культуры конца XIX - начала XX вв. В 1887 г. в нем с чтением лекций выступал профессор Петербургского университета А.М. Позднеев. Значительный объем фотоматериалов вт. пол. XIX в., относящихся к внешнему (АМЗ КП-4226. Ф. Ф-4694) и внутреннему (АМЗ КП-4145. Ф. Ф-4535) убранству хурула в поселке Калмыцкий Базар, сохранился в фондах Астраханского музея-заповедника. В музейной коллекции также хранится открытка нач. XX в. с изображением буддийского храма (АМЗ КП-40248/186. Ф. Ф-19080).
К 1917 г. в пос. Калмыцкий Базар проживало 1573 чел. Деревянный хурул в пос. Калмыцкий Базар Приволжского улуса Астраханской губернии разобрали в 1928 г.
После депортации калмыков и расформирования Калмыцкой АССР в декабре 1943 г. Кануковский сельсовет включили в состав Каспийского района Астраханской области. В мае 1944 г. Каспийский район был упразднен. Поселок Кануково переименован в пос. Приволжский и отнесен к Приволжскому району Астраханской области в мае 1944 г., с февраля 1963 г. – поселок включен в Наримановский район, с 1965 г. – в черту г. Астрахани.
В настоящее время «Буддийская община г. Астрахани» за счет средств общественности и спонсоров ведет работы по строительству на месте будущего буддийского монастырского комплекса (ул. Коновалова, 15) ритуального культового сооружения – буддийской ступы Просветления.
Источники и литература:
1. Астраханская область. Справочник по административно-территориальному делению (1918-1983 гг.). Волгоград, Нижневолжское книжное издательство, 1984.
2. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии XVII – начала XX вв. Элиста, 1994.
3. Беседа профессора Санкт-Петербургского университета по факультету восточных языков, профессора Позднеева в хуруле Калмыцкого Базара, при собрании членов Астраханского Миссионерского общества // Астраханские епархиальные ведомости. 1887. № 16 С. 654 – 667.
4. Житецкий И.А. Очерки быта Астраханских калмыков. М. 1893.
5. Митиров А.Г. К истории Аршин Бакшин хурула // Буддийская традиция в Калмыкии в XX в. Элиста, 2008. С. 174-175.
6. Четырова Л.Б. Калмыцкий Базар – первая столица калмыков. Самара, 2017.
|