В Музее культуры Астрахани этномузыколог Наталия Сербина исполнила песни странствующих лирников
В Музее культуры Астрахани прошла творческая встреча с этномузыкантом Наталией Сербиной. Кандидат искусствоведения, педагог этновокала, певица и лирница - лауреат международных вокальных фестивалей. В ее репертуаре песни, собранные во время собственных экспедиций по 13 областям Украины. Этнопевица поет «a cappella» и под колесную лиру на украинском, русском, белорусском и польском языках народные лирические песни и псалмы.
На встрече с астраханцами Наталия Сербина поведала о лирниках – слепых народных музыкантах, странствовавших до 30-х годов ХХ века и исполнявших песни под звуки лиры. «Обычно лирники не имели собственного жилища, а потому в странствиях проводили круглый год, - рассказала певица. – Бывало, что в каждом селе они задерживались на две неделе и более». В XIX веке лирники вместе со скрипачами играли на свадьбах веселые мелодии, на ярмарках - частушечные припевки, а позже исполняли уже и романсы, чем и зарабатывали себе на жизнь. И всё же основной склад их песен был эпический и поучительный, они состояли из нескольких десятков куплетов и могли длиться до получаса.
Свои этнографические исследования и песенный репертуар певица посвятила именно полузабытому творчеству лирников. «Эти песни полезны, дают своеобразный психотерапевтический эффект, - поделилась со слушателями своими исследованиями и наблюдениями Наталия. - Спев о грустном, тяжелом и наболевшем, человеку становится легче дальше жить».
Интересно, что на одну и ту же мелодию у каждого славянского народа существуют свои припевки на родном языке. Так, сатирическая песня про мужа-пьяницу, которую Наталия исполнила на встрече в музее, имеет различные варианты певческого текста. Подобные песни в фольклоре, считает она, нужно передавать в назидание, как говорится «чтобы другим неповадно было». Для гостей встречи этномузыкант исполнила и другие аутентичные композиции лирического характера, например, песнь о казаках-страдальцах.
Этномузыколог Наталия рассказала и об одежде славянских народов. Кстати, свой сценический костюм современная лирница «собирала» около 10 лет в Полтавских селах. Он, как и все творчество певицы, является носителем особых традиций народной культуры. Корсетка, рубашка, фартук «запаска», «крайка», красные бусы и различная символическая вышивка - каждый элемент одежды на своём «месте» и наделён смыслом.
Стоит отметить, что в настоящее время Наталия является единственной женщиной, играющей на колесной лире - необычном инструменте, по форме напоминающем гитару и одновременно скрипку с тремя нейлоновыми струнами. Колесная лира Наталии, стилизованная под старину, была изготовлена 6 лет назад в Москве. По словам певицы, этот инструмент больше подходит для сольного музицирования, а научиться играть на лире сможет каждый, у кого есть слух.
Астраханцы, которые пришли на встречу к Наталие, смогли проверить свои музыкальные способности - все желающие попробовали сыграть на лире, а для певицы заведующая Музеем культуры Астрахани Елена Герасимиди провела обзорную экскурсию.