Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Воспоминания Елены Петровны Грот об Астрахани
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Воспоминания Елены Петровны Грот об Астрахани

Воспоминания Елены Петровны Грот об Астрахани

28 ноября 2019 Просмотров: 505

В 1960 г. в газете «Новая русская жизнь», выходившей в Нью-Йорке, были опубликованы воспоминания об Астрахани Елены Петровны Грот (урожд. Барановой).

Елена Грот (1891 — 1968) родилась в Тобольске, где ее отец был офицером Сибирского казачьего войска, вскоре после ее рождения переведен в Омск, в 1899 г. назначен начальником Воронежской конвойной команды и по прошествии пяти лет был переведен в Нижний Новгород, потом в Астрахань[1]. Сведения о подполковнике Петре Федоровиче Баранове, начальнике Астраханской конвойной команды, опубликованы в Памятных книжках Астраханской губернии за 1907 и 1908 гг. Он проживал с семьей на улице Николо-Часовенной (ныне Чалабяна) в доме № 15[2].

В Астрахани по окончании с золотой медалью гимназии, она прошла курс на право преподавания французского языка в младших классах. В 1916 году закончила историко-филологический факультет Бестужевских курсов.

В том же году Главное артиллерийское управление командировало ее мужа в Америку, Елена Петровна последовала за ним. В последний раз они побывали на родине в 1920 г., когда муж Елены Петровны был командирован русским посольством в Вашингтоне в армию адмирала Колчака. Вернувшись в Америку, супруги Грот обосновались в Калифорнии[3]. Елена Грот редактировала литературную страницу газеты «Русская жизнь» (Сан-Франциско), работала в журнале «Родные мотивы», участвовала в издании литературных сборников, занималась литературной деятельностью. В 1953–1968 гг. публиковала статьи и критику в газете «Новое русское слово» (Нью-Йорк)[4].

Астрахань запомнилась ей большим губернским городом, «но городом решительно на другие губернские города непохожим <…> она была не совсем русской. Нельзя было не залюбоваться красочностью и необычным видом этого города. Русское население было смешано с татарами, армянами и персами, хранившими и свой образ жизни и свою национальную одежду. Было в городе и значительное число калмыков, приезжавших из окружных степей, и много бравых Астраханских казаков, выделявшихся их общей толпы своей военной формой и яркими желтыми казачьими лампасами. Даже гимназисты-казаки носили в те времена военную казачью форму.

На улицах и базарах бросались в глаза татарки, по завету пророка закрывавшие лица[5]. Армянские женщины отличались от других не только красивыми маленькими вышитыми шапочками, надетыми под платками[6], но и огромными черными глазами, обрамленными длинными ресницами. Многие из них были очень эффектны и красивы. Их отношение к людям было проникнуто искренним сердечным теплом. Быть может, мало где люди оказывались так приветливы и радушны к новоприезжим, как это бывало в Астрахани.

На главной улице нижние этажи домов занимали персидские лавки. Персы торговали здесь сушеными фруктами, яблочным пирожным на бараньем сале, крупами и какими-то зернами, которые назывались персидским горохом, — мучнистые и сладковатые они были очень вкусны с изюмом. Эти торговцы-персы носили на головах высокие шапки, одевались в длинные свободные халаты, а бороды и ногти у них обязательно окрашены были хною в красновато-рыжеватый цвет, напоминающий цвет запекшейся крови.

Совсем по другому выглядели персы-“таскали”, то есть портовые грузчики. Почти вся погрузка и разгрузка пароходов производилась этими персами. Оборванные, полуголые, они подставляли солнцу свои мускулистые тела. Иногда они пели свои песни, и протяжно-вибрирующие мелодии плыли по водным просторам Волги. Женщины персиянки никогда на улицах не показывались. По городу ходили слухи об их необыкновенной красоте и о свирепой ревности их мужей. Персиянки оставались в заключении в персидских кварталах города с их узкими тесными улицами. Русские в эти кварталы заглядывали редко. Во время эпидемии холеры среди жителей персидских кварталов было особенно много жертв. Бывали случаи бубонной чумы, о чем писали местные газеты».

Е.П. Грот отмечает, что преувеличенные слухи, в том числе о кровной мести среди персов и татар, тревожили воображение обывателей, придавали их монотонной жизни остроту и оживление.

«Летом Астрахань была мало приятным городом: запах рыбы, долетавший с ветром с многочисленных рыбных промыслов, страшная жара, жгучее солнце и ветры–“суховеи”, несшие из степи тучи пыли, отравляли жизнь горожан. Настоящих дачных поселков в окрестностях не было. Город был окружен песками, скучными и мертвыми, но по берегам небольших рукавов Волги раскидывались фруктовые сады и живописные виноградники. Осенью каждый свободный уголок палубы пароходов, отправлявшихся вверх по Волге, был занят корзинами с фруктами и виноградом. Славились по всей России также астраханские арбузы и дыни. Они отличались огромными размерами, ароматом и сладостью.

Сад вокруг порта, как и все астраханские сады, состоял исключительно из белых акаций. Эти акации в период весеннего цветения представляли собой что-то романтически-волшебное. Едва распускались первые гроздья цветов, как весь город наполнялся сладким, туманящим голову, ароматом, волновавшим и опьянявшим больше, чем обильное виноградное вино.

Публику, гулявшую в антрактах во время театральных представлений в саду “Аркадия” под свисающими шатром кистями белой акации, пугали нередко, налетавшие на свет электрических фонарей, “медведки” — отвратительного вида крылатые насекомые, об укусах которых рассказывали ужасы. Возможно, что все это было плодом воображения, но публика от медведок кидалась врассыпную в разные стороны

Отдаленные улицы города, украшенные «кебавнями», то есть армянскими и персидскими кухмистрескими, нередко оглашались звуками выстрелов. Бывали и случаи поножовщины. Все это приписывалось кровавой мести и вспышкам восточных темпераментов. Многое, как и все городские многочисленные слухи, бывало приукрашено фантазией, но бывали и настоящие сенсационные преступления». Ограбление и смертельное ранение певицы Надежды Папаян потрясло город.

«Так жила дореволюционная Астрахань — разными слухами, мирными и не совсем мирными интересами. Как оказалось впоследствии, в Астрахани шла тайная пропаганда коммунизма. Деятельное участие в революционном движении молодежи принимала гимназистка Кота Владимирова, уже тогда популярная певица. Впоследствии она стала звездой оперной сцены, пела для «самого» Сталина. Кота Владимирова стала знаменита как Валерия Барсова[7].

Все это было давно… но память иногда почему-то опять вызывает на миг из жизни прошлое, и на коротенькую минуту оно кажется значительным и интересным»[8].

Автор: А.Н. Алиева

Иллюстрация:

Открытка. Общий вид Астрахани / Издание писчебумажного магазина А. Лошакова. Вторая половина 1910-х гг. АМЗ КП 40251/42.


[1] Дубницкая К.И. Краткая биография Е.П. Грот // Грот Е.П. Избранные стихи и очерки. Мадрид, 1969. С. 5.

[2] Вся Астрахань и весь Астраханский край. Памятная книжка Астраханской губернии на 1907 год / Издание Астраханского губернского статистического комитета — Астрахань: Паровая губернская типография,1907. С. 64, 223–224. Вся Астрахань и весь Астраханский край. Памятная книжка Астраханской губернии на 1908 год / Издание Астраханского губернского статистического комитета — Астрахань: Паровая губернская типография, 1908. С. 68, 239.

[3] Дубницкая К.И. С. 5, 7.

[4] Александров Е.А. Русские в Северной Америке. Биографический словарь / Под редакцией К. М. Александрова, А. В. Терещука. — Хэмден (Коннектикут, США) — Сан-Франциско (США) — Санкт-Петербург (Россия), 2005. С. 154. URL: https://vtoraya-literatura.com/pdf/aleksandrov_russkie_v_severnoj_amerike_biografichesky_slovar_2005_text.pdf (дата обращения: 29.09.2019).

[5] Видимо речь идет о татарских женщинах, первый год состоявших в браке, в людных местах, например, на базаре, прикрывавших нижнюю часть лица платком. (Благодарю В.М. Викториназа разъяснение).

[6] Так могли одеваться недавно переехавшие армянки, в Астрахани молодые и средних лет армяне (мужчины и женщины) со второй половины XIX в. предпочитали европейскую одежду.

[7] Обучастии В.В. Барсовой в марксистском кружке см.: Поляновский Г.А. Валерия Барсова // Мастера Большого театра: Народные артисты СССР / редактор-составитель М. Яковлев. – Москва : Советский композитор, 1976. С. 111–112.

[8] Грот Е.П. Астрахань (Из воспоминаний минувших дней)/ Е.П. Грот// Новое русское слово.- 1960.- 12 декабря.- С. 2.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!