Произведения мелкой фарфоровой пластики на выставке «Красота спасёт мир»
В собрании Астраханского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника насчитывается более 500 произведений отечественной и зарубежной мелкой фарфоровой пластики. Большая часть коллекции представлена продукцией частных фарфорово-фаянсовых заводов России и датируется XIX-началом XX вв.
Особый интерес представляют изделия фарфорового завода Гарднера, который являлся основным поставщиком фарфоровой пластики на отечественном рынке, особенно в первой половине XIX в. Как известно, отдельные модели гарднеровской пластики, в большей степени, относимые к раннему периоду деятельности завода, были выполнены в традициях рококо и ориентированы на западноевропейские образцы. Как правило, за основу брались изделия знаменитого немецкого мейсенского фарфора, который, по сути, являлся родоначальником мелкой фарфоровой пластики в Европе и ещё долгое время задавал моду на различные этапы развития в этом виде декоративно-прикладного искусства. В наиболее популярных и ценимых русскими покупателями моделях менялись различные атрибуты, отчего иноземный образ становился ближе и понятнее. Примечательно, что некоторые гардеровские произведения мелкой фарфоровой пластики, находящиеся в коллекции Астраханского музея, не имеют общеизвестных аналогов, представленных в каталогах и на аукционах. Один из таких редких экспонатов можно увидеть на открывшейся в середине июню 2019 г. временной выставке «Красота спасёт мир». Это фигура «Пожилая женщина с шалью», выполненная из керамического материала на фабрике Гарднера в Москве. Изделие отличается характерной пластической разделкой подножия, тщательностью выполнения аксессуаров одежды и особыми приемами моделировки лица – небольшой двойной подбородок, крупные глаза с рельефно промоделированным верхним веком. Представленная модель, вероятнее всего, является точным или вариативным повторением образцов немецкого фарфора.
В отдельный ряд можно отнести фарфоровые и фаянсовые пасхальные сувениры. В XIX в. декоративные пасхальные яйца прикалывали к одежде или носили на цепочке в виде миниатюрного кулона, выполненного, как правило, из кварца. В России получила развитие традиция ежегодно дарить дочерям по подвесочке в виде пасхального яйца. Подвесочки крепилась на золотую цепочку и к совершеннолетию получалось полноценное драгоценное колье. Сувенирами в виде пасхальных яиц украшали дом, используя как подставку для крашеных яиц, декоративную вазочку для цветов или же подвешивая на красивых лентах в красный угол. Несколько пасхальных сувениров можно увидеть на выставке. Никого не оставит равнодушным пасхальный сувенир из бисквита в виде зайца в поварском колпаке и халате, держащего за уши зайчонка. Пасхальный заяц (кролик) в культуре некоторых стран Западной Европы и США является таким же неотъемлемым атрибутом пасхальных праздников, как и крашеное яйцо. По немецкой традиции пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок послушным детям гнездо с разноцветными яйцами. Возникновение этой традиции немцы относят к XIX в., объясняя её тем, что хотелось добавить какого-то сказочного момента. Не хотелось думать, что такие красивые яйца может нести обыкновенная курица, поэтому в разных странах появление пасхальных яиц стали приписывать различным персонажам. Так по поверьям в Гессене пасхальные яйца несла лиса, а в Баварии кукушка, тогда же, видимо, появился немецкий пасхальный заяц.
Автор: Н.В. Власова