Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Второй» и «третий» миры в период 1900 – 1914 гг.
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. «Второй» и «третий» миры в период 1900 – 1914 гг.

«Второй» и «третий» миры в период 1900 – 1914 гг.

28 сентября 2016 Просмотров: 364

К Первой мировой страны «третьего мира», как и окраины Империй, подошли в состоянии внутренней напряжённости. Весь период первого пятнадцатилетия века отмечен непрерывными войнами за независимость, восстаниями, иранской революцией 1905–1911 гг. и, наконец, революцией в Мексике. События, предшествующие Младотурецкой и Мексиканской революциям, показывают универсальность путей развития свойственных этому времени, усиления давления крупных колониальных держав, превращение государств, попавших в зависимость от Капитала, в крипто-колонии.

Событие, высвечивающее тайные пружины мировой политики, иллюстрация для того времени - встреча в июне 1908 в Ревеле английского короля и русского царя. Она послужила толчком к выступлениям военных в городе Ресна и началу революции. Фактически темой обсуждения было отторжение Македонии от Турции. При этом сама Россия всё глубже погружалась в трясину экономической зависимости от Англии, Франции и Германии.

Характерно, что выступления военной четы с требованием восстановления конституции 1876 года послужило детонатором для волны восстаний и забастовок. Из Македонии восстание распространилось на албанские четы. Абдул-Хамид II подписал указ о созыве парламента.

Ограничить революцию установлением конституционного строя не удавалось. Началось свирепое подавление стачечного движения. А решение национальных противоречий пытались решить через великодержавный шовинизм. Как это происходило?

Проевропейская оппозиция при поддержке Англии, России и Германии в апреле 1909 года организовала мятеж для сохранения на престоле Абдул-Хамида II. Мятеж был подавлен. 27 апреля Абдул-Хамид низложен парламентом.

К власти приходит партия «Свобода и согласие», отражавшая интересы крупной компрадорской буржуазии и феодалов. Султаном был избран Мехмед V – безвольная фигура на троне. Тогда-то и была провозглашена ими доктрина османизма – откровенно шовинистическая идеология, направленная на насильственное отуречение народов империи.

Вместе с духом «пантюркизма» возродился и панисламизм, господствующий в правление Абдул-Хамида.

В январе 1913 года происходит переворот. К власти, неофициально, пришёл триумвират, сосредоточивший в своих руках всю власть в Турции. Его возглавили активные участники революции и движения «Единение и прогресс» – офицеры Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша.

Энвер-паша – один из главных идеологов османизма, инициатор заключения Турцией военного союза с Германией и вовлечения Турции в 1-ю мировую войну 1914-1918 гг.

Конституция и парламент не были устранены, но практически утратили всякое значение.

Политика «триумвирата» состояла, в том числе, и в сталкивании различных этнических групп и народов Турции. В частности, Энвер и Талаат приложили значительные усилия к геноциду армян и сирийских христиан.

Социальные выступления – Первая русская революция, выступления моряков в 1906 году на кораблях турецкого и английского (Портсмут) флотов, волны забастовок, схватки с полицией, - демонстрируют неустойчивость тогдашнего «миропорядка», его хищнической сущности. Именно отсюда вытекает насаждение националистической идеологии. При этом она присуща и метрополиям, и колониям. Тем не менее, национализм далеко не всегда приобретал формы угодные колонизаторам.

Начинается движение за национальное освобождение Индии в Бенгале. Далеко не стихло сопротивление оккупационным силам США на Филиппинах. Начинается движение младоафганцев в Афганистане.

Наверное, ни один документ того времени так не раскрывает сути европейской политики в отношении стран «третьего мира» как «боксёрский» протокол, заключённый между Китаем и «Великими державами» (в т. ч. Россией) 7 сентября 1901 года.

Китаю, по протоколу, запрещался ввоз оружия и боеприпасов, предписывалось срыть приморские форты и форты вокруг Пекина. Занятые колонизаторами населённые пункты оставались за ними. Колонизаторы получают и вознаграждение за помощь в подавлении восстания – 450 млн.лан (таэлей) - около 400 тыс.ф.ст. За принадлежность к антиевропейским партиям вводилась смертная казнь.

Европа и США проводили активную политику колонизации. В 1910 г. Банковский консорциум, состоящий из английских, французских и американских финансовых групп, принял решение о предоставлении китайскому правительству займа для постройки железных дорог.

Беззастенчивая аннексия Кореи Японией была реализацией усвоенного японской военщиной урока, который преподали более «старые (капиталистические) миры» планеты.

Колониальный грабёж Китая становился всё более интенсивным.

В марте 1911 года под руководством организации «Союзная лига» («Тунмэнхой» – руководитель Сунь-ят Сен) началось восстание.

27 апреля - по решению руководства Тунмэнхоя - вспыхивает восстание в провинции Гуандун, город Гуанчжоу, т.н. Хуанхуаганское восстание.

Подавление восстаний уже не приводит к пассивизации национальных сил. Объективно, против политики колониализма направлено и рабочее движение. Недаром верхушка II Интернационала, взявшая курс на компромиссы с властью и капиталом, начинает сползание к принципам ещё не существующего неоколониализма. Начало этому было положено ещё на пятом конгрессе II Интернационала (Париж, 23-27 сентября 1900 года). От следующего, 6-го конгресса, думается, можно отмерять эпоху складывания философии «Еврокоммунизма». Принципы правого крыла Интернационала, особенно в отношении колоний, тесно смыкались с принципами анархизма с одной стороны и ещё не существующего «вильсонизма» – с другой.

Это были серьёзные попытки достижения «классового мира». Приведённые в статье фрагменты исторического процесса, по нашему разумению, являются наиболее типическими, иллюстративными для понимания событий той эпохи.

Начавшаяся война только отсрочила вспышки социального протеста. Они стали более жёсткими и радикальными. Но впечатляют и довоенные «мятежи»! В этом смысле яркими примерами являются события, которые разделяют лишь 6 лет – восстание на кораблях российского флота (1905–1906 гг.) и восстание на флоте Бразилии. Ярко появляется уровень требований восставших: если команды «Потёмкина», «Очакова», «Памяти Азова» уже созрели до политических требований, то матросы и старшины дредноутов «Минас Жерайс», «Сан-Паоло» и «Деодоро» восстали исходя из требований элементарной гуманности.

Авторы: Второв А.В., Козырев А.В.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!