Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник О чем расскажут кремлевские башни
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. О чем расскажут кремлевские башни

О чем расскажут кремлевские башни

31 января 2019 Просмотров: 572

«Хвала хранителям России!

Хвала за их посольский труд.

Как прапора сторожевые,

они отечество блюдут.

У возвышающих развалин

в надежде славы и добра

я слышу грохот наковален:

кует Россия прапора.»

Е. Евтушенко «Псковские башни». 1971 г.

При внимательном взгляде на каждую из пяти башен Астраханского кремля можно увидеть, как на ярком солнце блестят позолоченные декоративные флюгеры в виде флажка, которые венчают деревянные шатры башен. Появились они в ходе реставрационных работ, проводимых в 50- е годы XX в., согласно плану Центральных проектно - реставрационных мастерских Академии архитектуры СССР под руководством архитектора - реставратора Алексея Васильевича Воробьева.

Так, в ходе восстановительных работ в этот период, были возвращены многие элементы декоративного убранства на архитектурных памятниках кремля с исторической точностью. Однако, по всей вероятности, декоративные флюгеры в виде флажка являются аналогией и архитектурно- художественным решением в общем историческом представлении крепостных башен.

Функционально флюгер - метеорологический прибор, который указывает направление (скорость) ветра при сильном давлении воздушного потока. Установленные на кремлевских башнях, в основном носят чисто декоративный характер, однако не лишены определенного смысла. Исторически флюгер, как декоративный элемент архитектуры, был заимствован из западноевропейских стран в период конца XVII- XVIII вв., оформленный из меди, латуни или алюминия в виде какой либо фигуры, флажка, имевших значение эмблемы города.

Ранее на крепостных башнях Руси, в том числе и еще деревянных сооружениях устраивались в верхней части шатра прапоры, знамена… Знамя (древнерусское — стяг, хоругвь, прапор) — кусок материи, прикрепленный к древку, имеющему наверху какое- нибудь эмблематическое изображение. Знамя, как военный атрибут, первоначально «Государево» знамя, или знамя Большого полка, с которым обычно и участвовал в военных действиях царь представляет собой полотнище с изображением лика святых- «хоругвь» к XVII в. постепенно приобретал не только военную , но и территориальную эмблему, в дальнейшем городской герб. Например, в Оружейной палате Московского кремля хранится знамя астраханских стрельцов, в середине которого был написан золотом и краскою астраханский герб: в голубом поле – золотая корона, под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой. Изображение его можно увидеть в книге Висковатова А.В. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками» 1841-1862 гг.

Возможно подобные знамена или прапоры можно увидеть на деревянных шатрах башен астраханской крепости на гравюре первой половины ХVII в. (1638 г.) немецкого путешественника Адама Олеария. Здесь шатры башен и сторожевых вышек покрывались тесом. Концы тесин иногда декоративно обрабатывались в виде зубцов или перьев, а макушку завершает декоративный элемент в виде матерчатого прапора.

В продолжении традиции прошлого в настоящий момент на шатрах башен Астраханского кремля позолоченные декоративные флюгеры - флажки рассказывающие определенный сюжет. Рассмотрим их подробнее…

Северо - восточная угловая башня Артиллерийская башня (Пыточная) время постройки 1582-1589 гг. В 1958 г. Артиллерийская башня реставрирована. Ей возвращено прежнее убранство, восстановлены утраченные и искаженные детали. На деревянном шатре сторожевой вышки, на металлическом шпиле флажок-флюгер увенчанный металлическим деревцем с сидящими на нем птицами, подобный декоративный элемент можно увидеть на Благовещенской и Царской башне Московского кремля. Сюжет, который просматривается во флюгере, представляет прорезной рисунок по металлу, сцена «Приступа пехоты», которая заимствована с изображения древних русских рельефных изразцов середины XVII в. как встречающихся на примерах культовых памятниках Сергиева - Посада, Костромы, Москвы… Примеры подобной сюжетной композиции среди стенных изразцов описал в своей монографии «Московское керамическое производство XII –XVIII вв.» 1968 г. советский историк и археолог Р. Л. Розенфельд. «На изразце изображена осада крепости. По поставленной наклонно лестнице на крепостную стену лезут два воина: передний с флагом, другой с копьем и пищалью. У лестницы еще три воина: один с флагом, другой с бердышом, а третий с пикой и пищалью. Выше них изображены две пушки и две склоненные над ними фигуры пушкарей. Воины одеты в короткие кафтаны и островерхие шляпы. Под лестницей изображены обезглавленные воины, падающие с крепости; в руках одно из них копье. По верху лицевой пластины изразца надпись: ПРИСТУПАЕТЪ.» Очень схожий рисунок с тем, что на флюгере Артиллерийской (Пыточной) башне. Тема сюжета флюгера совпадает по смыслу и с местом, где находятся, там, где хранилось оружие, порох и боеприпасы крепости.

Другие три башни Красные ворота, Житная и Архиерейская также подлежали реставрации, а башня Красные ворота в 1958 г. была полностью построена и все три башни также декорированы флюгерами с заимствованными сюжетами древне - русского изразцового искусства XVII в.

Юго-восточная угловая глухая башня Архиерейская время постройки 1843 г. украшена флажком- флюгером с ажурным изображением Птицы - сирин. Сирена (сирин) - птица с человеческой головой, персонаж, также ведущий свое происхождение из античной мифологии. Сирену часто изображали с нимбом на голове, трактуя как райскую птицу. Сирены ассоциировались с женскими образами славянской мифологии - берегинями, русалками, птицами- алконостами…

В описании изразцов середины XVII в. в книге Р. Л. Розенфельда она тоже есть «Птица с человеческой головой в побегах растительного орнамента. На голове пятичленная корона, из-под которой выбиваются длинные распущенные волосы. По верху лицевой пластины надпись: СИРИН ПТИЦА РАЙ» .

На южной Житной башне, выходящей на пл. им. В.И. Ленина (время постройки 1582-1589 гг.). можно увидеть украшение флюгера с изображением мифического «лютого зверя» - Грив (Грифон). Этот сказочный образ полузверя, полуптицы был излюбленным сюжетом орнамента в древних памятниках мировой архитектуры, а также в ювелирном искусстве, народной вышивке, чеканке, резьбе по дереву, в книжной миниатюре и геральдике. Вот как он точно повторяет описанное изображение грифона или «грива» взятого на примере печного красного изразца начала XVII в. (Москва, район Зарядье) в книге Р. Л. Розенфельда « Этот фантастический зверь имеет туловище и лапы льва, но со шпорами. Хвост тоже львиный, с кисточкой на конце. Голова собачья, с раскрытой пастью и высунутым языком. От передней части туловища отходят вверх два полу расправленных птичьих крыла…». Здесь точно такой же «лютый зверь» как и на флюгере - флажке Житной башне, неизвестно был ли он в древности украшением башен крепости, но символ его точно характеризует историческое место назначения. Грифон - символ надежной защиты, страж и покровитель, а район Житной башни, означает «то место, где всякий нужный запас лежит. Ибо там есть государевы амбары, в коих жито», которые надежно охранялись.

На башне Красные ворота построенной в 1958 г. и на западной угловой Крымской башне1582-1589 гг. сюжет на флюгерах - флажках не напоминает рисунок изразцового орнамента, как на других предыдущих башнях. Здесь представлены: на башне Красные ворота - двуглавый орел в геральдической форме с расправленными крыльями и коронами на голове в более современном виде, а на Крымской башне - лебедь, где блестит золотым силуэтом в композиции с цветком лотоса и солнцем. Интересная деталь, металлический шпиль флюгера венчает ажурное деревце с цветами и короной. В данном случае прямо за Крымской башней располагается водоем - Лебединое озеро, и рисунок на флюгере об этом напоминает.

Таким образом, каждую из исторических башен астраханского кремля отличает не только название, характерные особенности архитектуры, история постройки и последующую реставрацию, но и как отличительный знак - декоративный металлический флюгер.

Автор: Сафаргалеева К.Ф.


Литература:

Рейфер А. Б. Справочник по гидрометеорологическим приборам и установкам. М., 1976 .

Баторевич Н.И., . Кожицева Т.Д. Малая архитектурная энциклопедия. М., 2010. с. 590

Голованова М.П. Документы архива ВИМАИВиВС по истории знамен собрания оружейной палаты. http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Golovanova.pdf

Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения российскихвойск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: 1841-1862 гг. https://yadi.sk/a/JsJgOLL73ZQfnp

ГААО. Ф. 1004. Оп.1. Воробьев А.В. 1948 -1985 гг.

Н.П. Крадин Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988. http://www.rusarch.ru/kradin1.htm

Р. Л. Розенфельдт Московское керамическое производство XII -XVIII вв. М., 1968. С. 58 - 68

Крепость. Путешествие в Каспийскую столицу. Астрахань, 2009. С. 56

Воробьев А.В. Астраханский кремль. 1968 г.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Знамя

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!