Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Иностранный капитал на Нижней Волге
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Иностранный капитал на Нижней Волге

Иностранный капитал на Нижней Волге

17 сентября 2014 Просмотров: 400

Проникновение иностранного капитала в Россию началось еще в 80-е годы ХIХ в., но особенно усилилось в начале ХХ столетия. Большие прибыли, которые давала русская промышленность с ее высокой степенью эксплуатации рабочих и дешевой рабочей силой, привлекали иностранных капиталистов. Иностранный капитал поступал в Российскую империю путем непосредственных капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений. Иностранные капиталисты основывали в России компании, скупали акции русских промышленных предприятий, подчиняли себе наиболее прибыльные отрасли промышленности. В России иностранный капитал устремлялся прежде всего в тяжелую индустрию. На горную, горнозаводскую и металлообрабатывающую отрасли приходилось более 70% всех иностранных капиталовложений в промышленность. Германия вложила крупные средства в электротехническую и химическую промышленность. Наибольшая часть английских производственных инвестиций приходилась на нефтедобывающие предприятия[1]. По расчетам профессора В.С.Зива, до 1917 г. при общем объеме иностранных инвестиций в российскую промышленность 1436 млн. руб. в горную было вложено 775 млн. руб., в металлообработку и машиностроение – 354 млн. руб., химическую – 80 млн. руб., в текстильную промышленность – 126 млн. руб., в пищевую – 36 млн. руб. Кроме того, в коммунальное хозяйство (городской транспорт, освещение, водопроводные и канализационные сети и т.д.) было вложено 229 млн. руб., в кредитные учреждения – 225, торговлю – 80, транспортные и страховые предприятия – 35 млн. руб. Общая сумма иностранных инвестиций в народное хозяйство России, по Зиву, составляла 2007 млн. рублей[2]. Иностранный капитал завоевал важные позиции в производстве средств производства в России. В 1914 – 1915 гг. его доля в группе А составляла 60%, в то время как в группе Б – лишь 18%[3].

Огромной была роль иностранного капитала в создании базовой, металлургической, промышленности в России. На иностранные средства создается крупнейший металлургический комплекс страны – южнорусский, на который в 1913 г. приходилось 67% выплавленного в России чугуна и 60% стали. На юге России не было почти ни одного предприятия, в котором бы не участвовал иностранный капитал. Из существовавших там 18 акционерных обществ акции 16 котировались на иностранных биржах. Южнорусские предприятия являлись предприятиями с почти исключительным или преобладающим участием иностранного капитала. Играя первостепенную роль в выплавке стали и чугуна, южнорусский комплекс вместе с тем включал в себя только 22 металлургических завода, тогда как всего в России в то время их насчитывалось 167. южнорусские заводы выплавляли чугуна в среднем в 14 раз больше, чем уральские, а производительность труда на них была в 5 раз выше[4].

Еще большую роль иностранный капитал играл в самых передовых по тем временам отраслях промышленности – энергетической, электротехнической, химической. В энергетической промышленности господствовал германский капитал. Старейшим предприятием и одновременно первой в России иностранной компанией, действовавшей в этой области, было германское «Общество электрического освещения 1886 г.». В 1914 г. основной капитал этого общества и трех его дочерних компаний был равен 76,25 млн. руб., или примерно ¾ всего основного капитала, вложенного в России в эту отрасль. На эти огромные средства было создано энергетическое хозяйство России, в котором особое место принадлежало германским обществам[5].

Германские электротехнические компании вступили в экономически и технически отсталый район, каким являлась Россия, с его экстремальными климатическими условиями, политической нестабильностью и медленно развивающейся промышленностью, не имея финансовой помощи или гарантий ни от немецкого, ни от российского правительств. С экономической точки зрения самые большие трудности были связаны с внедрением дорогостоящей техники в отсталой стране. Поскольку экономика развивалась медленно, а технические изменения происходили быстро, компаниям часто не удавалось получить отдачу от своих инвестиций. Электротехнические предприниматели были в настоящем смысле пионерами, готовящими Россию к электрификации. Так как ни немецкое, ни русское правительство не принимали непосредственного участия в проведении электрификации, электротехнические предприятия, как правило, оставались вне политики. Во всех случаях, когда немецкое правительство вмешивалось в экономические дела России, это были вопросы о правительственных или железнодорожных ценных бумагах и иногда о российских промышленных ценных бумагах. Но нет свидетельств вмешательства со стороны немецкого правительства в оборот ценных бумаг электротехнических предприятий. То же относилось и к русскому правительству. Так как электрификация России не была вопросом политики, перевес немецких электротехнических компаний в России не привел к их заметному политическому влиянию[6].

Определенное участие в электрификации России приняли также бельгийский (около 16 млн. руб.) и французский (около 3,5 млн. руб.) капиталы, действовавшие в Петрограде, Варшаве и Ковно (Каунасе). Таким образом, только в течение первых 14 лет ХХ в. в российскую энергетику было вложено более 100 млн. руб. иностранного капитала[7].

В России действовали семь филиалов крупнейших электротехнических фирм Германии, в том числе «Всеобщей компании электричества», «Сименса и Гальске», «Штукерта». Прямая связь с центром германской электротехнической промышленности позволила ее представителям в России действовать согласованно и широко. В кратчайшие сроки в России было создано производство широкой номенклатуры электротехнических изделий – от проволоки до генераторов. Российские филиалы германских компаний не испытывали нужды в капитале, который им беспрепятственно предоставлялся из Германии ввиду высокой рентабельности помещения этой отрасли промышленности в России.

Не стала исключением и Астрахань. Хотелось бы остановиться на двух крупнейших иностранных компаниях, деятельность которых разворачивалась в нашем городе. Прежде всего, это «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», основанное в 1879 г. Заводы Товарищества располагались на восточной окраине г. Баку, в так называемом «Черном городке». Здесь имелось 11 совершенно самостоятельных заводов: керосиновый, масляный, вискозиновый (вискозин – высоковязкое масло, применяется для смазки цилиндров паровых машин), бензиновый, парафиновый, серно-кислотные заводы и пр.

Удобное же географическое положение Астрахани, игравшей роль своеобразных ворот в Европейскую часть России, заинтересовало шведских предпринимателей. Именно Астрахань стала перевалочным пунктом нобелевской товарной продукции, откуда поступала на внутренний рынок страны. Здесь производилась перекачка керосина из морских наливных пароходов в плоскодонные баржи для доставки товарной продукции вверх по Волге. Введение наливной перевозки оказало огромное влияние на развитие российского флота, вызвав такой усиленный спрос на суда, что, несмотря на падение фрахтов, число судов возрастало с каждым годом. С развитием сети железных дорог встал вопрос о внедрении наливного транспорта в этой сфере. По инициативе Людвига Нобеля 100 вагонов-цистерн его собственной конструкции обогатили отечественное вагоностроение новым устройством для транспортировки жидких углеводородов.

Очевидной необходимостью для «Нефтяного товарищества» становилась задача складирования и длительного хранения керосина и мазута, в особенности в зимний период. С этой целью, уже на следующий год после основания фирмы было образовано Астраханское отделение «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» (1880 г.) на левом берегу Волги, на земле татарского селения Царев. Попытки Товарищества взять этот участок в аренду на длительный срок натолкнулись на решительное возражение Астраханского городского самоуправления, справедливо полагающего, что близкое соседство больших нефтяных складов опасно для города. Вследствие возникших обстоятельств Товарищество вынуждено было искать участок на правом берегу Волги, в необходимом удалении от города. В 1881 г. Нобели подписали договор об аренде на 25 лет десяти тысяч квадратных саженей земли на правом берегу у казаков Городофорпостинской станицы, увеличив площадь арендуемой земли в 1889 г. до 42 000 кв. саженей.[8]

В течении 80-х гг. XIX в. на арендованном месте были выстроены многочисленные деревянные строения различного назначения, так что вся нобелевская пристань представляла собой нечто вроде аккуратного маленького городка. На территории селения находились центральная контора Астраханского отделения Товарищества, дома для рабочих и их семей. Были выстроены механический завод и различные мастерские для судостроения и ремонтных работ. Для конторщиков, техников и административных служащих имелась отдельная, отлично устроенная баня с душами.

В 1889 г. в Нобелевском городке открывается школа для детей служащих.

В начале ХХ в. в городке было построено помещение для собраний и увеселительных вечеров. Построена специальная столовая для рабочих и столовых команд, где ежедневно принимали пищу несколько сот человек. Для судовой команды учреждена при субсидии от товарищества специальная библиотека, выписывающая журналы, газеты и активно приобретающая художественную литературу и профессиональные издания. В Нобелевском городке имелась аптека.

Между Астраханью и Нобелевским городком регулярно ходило малое речное судно, а перед Первой Мировой войной здесь построили двухпалубное пассажирское судно, рассчитанное на 250 человек. Судно ходило от городской пристани к заводу и перевозило всех служащих бесплатно, а посторонних лишь за небольшую плату, которая отчислялась в пользу больницы для рабочих.

Все гражданские постройки, конечно же, свидетельствовали о социальной ответственности учредителей Товарищества.

Нобели первыми ввели на своих заводах и промыслах 10-часовой (вместо 14-часового) рабочий день, ликвидировав таким образом прорехи российского рабочего законодательства[9].

По уставу Товарищества, 40% чистого дохода поступали в пользу служащих. Для обеспечения сохранения сбережений и обеспечения работников на случай нужды, Людвиг Нобель устроил сберегательную кассу, в которой участвовали очень многие служащие, а так же собственный капитал Товарищества. В случае чрезвычайных происшествий служащие Товарищества всегда находили поддержку, как в собственной сберегательной кассе, так и прямо со стороны акционеров, которые назначали им или их семье пожизненные пенсии.

«Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вплоть до 1918 г. было самой крупной нефтепромышленной фирмой в стране. По сути это была первая в России вертикально интегрированная нефтяная компания, осуществлявшая все технологические циклы производства, начиная от поиска и разведки месторождений нефти, их бурения и разработки, до переработки и реализации товарных нефтепродуктов. Отличительной особенностью компании была высокая степень социальной ответственности, примеров которой в России рассматриваемого периода, мы наблюдаем не много.

Империя Нобелей оставила после себя не только развитую, направленную в будущее отрасль промышленности, но и целый ряд социальных проектов, которые явились материализацией идей о создании «честного капитализма» в условиях экономической модернизации России.

Еще одной иностранной компанией, деятельность которой развивалась на астраханской земле, было Бельгийское анонимное акционерное общество. Прежде всего это устройство трамвая. Астрахань в конце XIX в. являлась одним из крупных городов не только Поволжья, но и России. И здесь возник вопрос о необходимости строительства трамвая.

В 1896 г. собрание городской Думы закрытой баллотировкой высказалось за устройство трамвая концессионным способом, а так же была назначена комиссия под председательством городского головы И.Н. Плотникова для разработки условий концессий.[10]

На сооружение трамвая в Астрахани акционерным обществом Астраханских трамваев была взята концессия с правом эксплуатации до 10 апреля 1932 г. Город имел право выкупить трамвай через 18 лет после подписания контракта (10 апреля 1897 г.). Концессионер выплачивал городу ежегодно «4% с валовой выручки» от эксплуатации предприятия.[11]

Торжественное открытие движения трамваев произошло 11 июня 1900 г. Движение было открыто сразу по четырем линиям: Городской Перевоз (Набережная Волги) – лесные Болдинские пристани (район Стадиона); вторая линия шла по Большой Демидовской (ныне ул. Свердлова) – к Большим Исадам через Ивановский мост по Второй Бакалдинской (ныне ул. Бакинская) через Земляной мост (начало ул. Желябова у Лебединого озера) по Александровской (ныне площади Ленина) через Соборную (ныне ул. Тредиаковского) к Старо-Агарянской (ул. Желябова в районе Свердлова). Третий маршрут шел от Старо-Агарянской по Большой Демидовской через Воздвиженский мост (створ ул. Калинина) к саду «Отрадное» (район современного Трамвайного парка). Четвертый маршрут пролегал от Коммерческого моста (створ ул. Желябова) до Больницы Приказа общественного призрения (Больница скорой медицинской помощи) на Паробичевом бугре.

Всего было построено 9,25 км пути, которые обслуживались 15 моторными вагонами. [12]

Трамвайные вагоны, построенные в Бельгии, были двухосные, с жесткой базой 1,8 метра, с деревянными кузовами и открытыми площадками. Вагоны имели 20 мест для сидения разделенных небольшой перегородкой на первый и второй класс, и 24 места для стояния внутри вагона и на задней площадке. [13]

Городские власти заняли твердую позицию в отношении акционерного общества: выбрав определенный договором тип вагонов («бельгийского производства»), не допускали иного, даже более усовершенствованного, предложенного обществом.

Трамвай приносил акционерам стабильный доход, городские власти даже намеревались строить самостоятельную «конкурирующую» трамвайную линию. Однако Первая мировая война перечеркнула не только эти планы, но и саму идею о выкупе трамвая. В Думе размышляли, что при продлении концессии можно было бы попытаться выторговать у Общества бесплатное уличное освещение, но в итоге высказались за необходимость миллионного кредита на расширение городской электростанции.

Городская управа так же следила за тем, чтобы администрация трамвайного хозяйства обеспечивала чистоту в павильонах.

Трамвай оказался для горожан предпочтительнее других транспортных средств. Перевозки пассажиров трамваев возросли с 4 311 128 человек в 1901 г. до 14 628 178 человек в 1915 г.[14]

Но с деятельностью Бельгийского акционерного общества в Астрахани связано и строительство первой электростанции с паровым хозяйством.

В городе Астрахани электрическая энергия в промышленных целях почти не применялась. Лишь в 1896 г. на судоремонтных мастерских, где в настоящее время расположен судоремонтный завод имени III-го Интернационала, была пущена первая в городе паровая машина с генератором постоянного тока мощностью 8 киловатт и напряжением 65 В для освещения. Важнейшей отраслью коммунального хозяйства становится производство электроэнергии, как необходимое условие индустриализации и безусловный показатель прогрессивного развития города.

Городская дума и Городская управа, оценив перспективы, которые должна была принести с собой электрификация, предложили произвести облигационный заем на строительство электрической станции. По мнению Городской управы, она «...доходами от частных потребителей может окупить расходы по своему содержанию и, следовательно, явится большая экономия в расходах по освещению города. С течением времени, развитием и ростом города, собственная городская электрическая станция будет давать доходов еще больше».[15]

После долгой подготовительной работы Городская дума, наконец, представила в присутствии компетентной комиссии 16 июля 1905 г. проекты и смету расходов на строительство электрической станции. Больше этот вопрос в думе не рассматривался.

В мае 1910 г. состоялось открытие электрической станции, а работу свою она фактически начала в 1911 г. Электростанция построена на правом берегу реки Кутум, где она расположена и по настоящее время. В 1914 г. встал вопрос о дальнейшем расширении электростанции. В 1916-1917 гг. было построено здание новой станции, а также котельной, введены в действие трансформаторные пункты, проложена кабельная сеть высокого напряжения.

Последующие годы были тяжелыми для Астрахани. Это связано, прежде всего, со сменой власти в государстве. Но хоть и медленно реконструкция и расширение электростанции проводились, вместе с ней развивались и электрические сети города.

Таким образом, Астрахань к. XIX – н. ХХ вв. не стала исключением и здесь, так же как и во всей стране, развернули свою деятельность иностранные компании. Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с отечественным капиталом, создавая тем самым предпосылки включения Российской империи в мировую экономическую систему.

Список литературы:

  1. Астраханскому трамваю 70 лет. Астрахань, 1970.
  2. Бармин А. Н., Бесчётнова Э. И.,. Вознесенская Л. М. География Астраханского края: учеб. Пособие. Астрахань, 2007.
  3. Бессолицын А. «Бранобель» на Волге. // Родина. №10. 2008.
  4. ГААО. Ф 670. Оп. 1. Д. 5. Л. 15
  5. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990.
  6. История Астраханского края. Астрахань, 2000.
  7. Липчанский А.М., Тимофеева Е.Г., Лебедев С.В., Казаков П.В.. Столица преславной провинции. Астрахань, 2008.
  8. Марков А., Львов С. Астрахань на старинных открытках. Астрахань, 2007.
  9. Статистический обзор Астраханской губернии за 1905 г. Астрахань, 1906 г.

Хольцер Т.Ш. Немецкая электротехническая промышленность в России: от экономического предпринимательства к политической активности, 1890 – 1918. Небраска, 1970 // Архипова Л.М. История России конца XIX – начала XX в.: взгляд зарубежных историков. Ярославль, 2003.


[1] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990. С. 21

[2] Там же. С. 21

[3] Там же. С. 21.

[4] Там же. С. 22.

[5] Донгаров А.Г. Указ. соч. С. 22 – 23.

[6] Хольцер Т.Ш. Немецкая электротехническая промышленность в России: от экономического предпринимательства к политической активности, 1890 – 1918. Небраска, 1970//Архипова Л.М. История России конца XIX – начала XX в.: взгляд зарубежных историков. Ярославль, 2003. С. 25 – 26.

[7] Донгаров А.Г. Указ. соч. С. 23.

[8] Марков А., Львов С. Астрахань на старинных открытках. Астрахань, 2007. С. 166

[9] Бессолицын А. «Бранобель» на Волге. // Родина. №10. 2008. С 30.

[10] История Астраханского края. Астрахань, 2000. С. 539

[11]Липчанский А.М., Тимофеева Е.Г., Лебедев С.В., Казаков П.В.. Столица преславной провинции. Астрахань, 2008. С. 165.

[12] ГААО. Ф 670. Оп. 1. Д. 5. Л. 15

[13] Астраханскому трамваю 70 лет. Астрахань, 1970. С. 9.

[14] Статистический обзор Астраханской губернии за 1905 г. Астрахань, 1906 г. С. 56-57

[15] Бармин А. Н., Бесчётнова Э. И.,. Вознесенская Л. М. География Астраханского края: учеб. Пособие. Астрахань, 2007.

Автор: Е.П. Казакова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!