Астрахань глазами иностранных путешественников XVI-XVII ВВ.
На формирование русских городов оказывали влияние многочисленные факторы, что обуславливало уникальный путь развития каждого из них. В данной работе мы выявим особенности русской Астрахани с момента ее присоединения к государству Московскому в 1556 г. до эпохи Петра I.
Немалая часть фактического материала содержится в свидетельствах современников-европейцев, посетивших город и запечатлевших увиденное в дневниках, отчетах, письмах и дорожных заметках. Ценность подобных источников в том, что в них подмечены особенности, по каким-либо причинам незафиксированные местным населением.
XVI и XVII века для Астрахани – непростой период. Город, расположенный на границе государства, был окружен враждебными соседями. С одной стороны это были крымские татары и стоящая за ними Османская империя. С другой стороны, на территории Нижнего Поволжья, опасность представляли ногайцы Малой орды, калмыки, которые кочевали в степях и казаки. В то же время происходило активное становление города в статусе важного стратегического пункта и крупного центра международной торговли. Подобные периоды редко способствуют появлению отечественных литературных памятников, описывающих жизнь города. В связи с этим на первый план выходят сочинения иностранцев, в которых описаны путешествия и посольства в Московское государство, а также в Персию и Среднюю Азию. Иностранцы собирали информацию не только о торговых путях, интересных товарах, географических особенностях, экономических и военных возможностях государства. Их также интересовал социальный состав и образ жизни местного населения. Поэтому анализ сочинений иностранцев о Московском государстве XVI-XVII веков позволяет выявить самобытные черты города и на их основе составить представление об Астрахани в период ее становления как части Русского государства.
Европейцы стремились попасть в русскую Астрахань вовсе не ради новых научных открытий или праздного любопытства. Путешественников привлекали перспективы выгодной торговли. Первыми права торговли стали добиваться англичане, позже к ним присоединились голландцы. Ведь именно через Астрахань по Волге проходил кратчайший путь на Восток – в Персию, Хиву, Бухару. Город оказался единственными доступными на тот момент воротами в Азию. Как следствие, по причине пограничного положения, русская Астрахань сразу попала в область особых интересов европейцев.
Это подтверждают многочисленные упоминания города в сочинениях иностранцев: голландец Исаак Масса, Георг Тектандер, французский капитан Жак Маржерет, австриец Августин Мейерберг, поляк Яков Рейтенфельс, папский делегат А. Поссевино, немец Адам Олеарий, англичане Х. Бэрроу, А. Дженкинсон и многие другие уделяют пристальное внимание Астрахани в своих работах, чем заметно выделяют на фоне остальных городов Поволжья.
Какой видели Астрахань иностранные купцы, путешественники и дипломаты? Единственный быстрый путь, связывающий Астрахань с остальной страной, проходил по Волге. В Нижнем Поволжье путников встречали безлюдные пустынные берега, отсутствие провизии и мелководье. Так свой путь описывает А. Дженкинсон, посетивший Астрахань в 1558 г.: «…от Астрахани до Казани мы пробыли в пути более 6 недель, ни разу не пополнив наших съестных припасов, так как на всем этом пути нет ни одного жилья». Его слова подтверждает и итальянец А. Поссевино в 1580 г.: «Между Казанью и Астраханью есть пространство, представляющее собой огромную пустыню с очень редкими жителями, так что путешественники, которые ездят туда и обратно, и княжеские посланцы поддерживают жизнь часто в течение целых месяцев только тем, что добывают рыбной ловлей или охотой, не имея какой-либо другой пищи и хлеба». Другой проблемой были разбойники в лице татарских племен и казаков. Об этом сообщает Якоб Рейтенфельс в «Сказаниях светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии»(1670-е гг.): «Более частым поездкам по этому морю препятствуют не столько мелководные места и песчаные отмели, сколько неукротимые татарские морские разбойники». На первый взгляд, путешественники попадали на неприветливую и даже опасную территорию.
Все менялось, когда они прибывали в город. На левом берегу Волги иностранцев встречала крепость. Первые сведения о ней оставил А. Дженкинсон. Он посетил Астрахань до строительства каменной крепости, поэтому в своем сочинении указал, что город «обнесен земляным валом и деревянными стенами; замок ни красив, ни крепок». В начале XVII века Ж. Маржерет уже указывал Астрахань в числе русских городов, обнесенных каменной стеной. Об этом же свидетельствует и А. Олеарий в сочинении «Описание путешествия в Московию»: «Город этот впоследствии тиран укрепил толстой каменной стеной, нынешний же великий князь велел расширить его и построить около него «Стрелецкий город» или часть, где живут стрельцы». Все упомянутые путешественники отмечали, что на страже города стоит сильный гарнизон, а также указывали его численность и количество пушек на стенах. Обращали внимание и на красоту города, создаваемую башнями и церковными главами.
Иностранцы были осведомлены о том, что до присоединения к Московскому государству Волжские земли принадлежали «Татарскому царству». Первым положение татар в составе русской Астрахани описал А. Дженкинсон, оказавшийся в городе в период голода и мора. Он писал, что в это время к городу пришли татары в большом числе, «чтобы отдаться своим врагамрусским и искать их помощи вследствие того, что вся страна их была опустошена». Но русские «их плохо приняли и мало им помогли». Увиденное впечатлило путешественника, в связи с чем он сделал вывод о немилосердии русского народа не только к другим народам, но и к соотечественникам. путешественники А. Мейерберг и Я. Рейтенфельс, описавшие город в середине XVII века, в своих сказаниях также отметили, что Иван VI «выгнал из города всех татар и заселил одними русскими жителями». А сам город защитил «стенами от необузданной ярости татар, которым, хотя и покоренным, недозволяется ночевать в городе». Таким образом, Астрахань представала перед путешественниками городом, разделенным кремлевской стеной на две части: русскую и татарскую. Подтверждает это план, составленный Олеарием в 1636 г.
Европейцы подробно описывали природу, климат и культуру сельского хозяйства. Отмечали, что земля астраханская бедна и неплодородна, особенно для хлебопашества. При этом хлеб, по свидетельству Олеария, привозился по Волге из Казани в большом количестве и был дешевле, чем в Москве. Население питалось преимущественно рыбой, что, по словам Дженкинсона, было причиной «зараженного воздуха» и большого количества мух. В сочинениях путешественников XVII века уже встречаются упоминания о громадных астраханских арбузах, каспийском винограде, дынях, фруктах и виноградном вине в изобилии. Что говорит об активном развитии садоводства, виноградарства и бахчеводства в регионе. Связывали это в благоприятными климатическими условиями, каких на тот момент не было ни в одном другом городе Московского царства. И, конечно же, иностранцы не обходили стороной тему рыбного промысла и соледобычи. Француз Жак Маржерет, писал, что Астрахань была городом, торгующим больше, чем любой другой в России и к тому же снабжавшим всю страну солью и соленой рыбой. Рейтенфельс, Поссевино, Олеарий подробно описывают технику добычи соли, необычные способы ловли рыбы и приготовление икры, а также отмечают низкую стоимость рыбы и ее субпродуктов. Голландец Ян Стрюйс, путешествовавший по стране во второй половине XVII в. и посетивший волжские земли, также был приятно обрадован количеством осетровой икры, получаемой из белуги и известной и ценной как в Европе, так и в Азии. В то же время бережливые европейцы с сожалением отмечали расточительство в отношении рыбы, используемой для добычи икры. Англичанин С.Коллинз писал: «Около Астрахани убивают множество белуг и, вынув икру, бросают остальные части, но это напрасно, потому что белуга – одно из лучших лакомств, из воды доставаемых, и брюхо ее вкуснее даже бычачьего мозга. Из белуги добывается клей». Олеарий подметил такое же отношение к ракам, которых вылавливали вместе с рыбой и выбрасывали, так как ни татары, ни русские не едят их. Также для иностранцев представляли интерес ловчие птицы – беркуты, соколы, ястребы и другие, натасканные на дичь. Таким образом, перед европейцами открывалась еще одна сторона Астрахани – богатство рыбных, минеральных и животных ресурсов.
О торговом потенциале русской Астрахани первым высказался Дженкинсон: «Здесь производится некоторая торговля нужными населению товарами, столь малая и нищенская, что не стоило бы о ней упоминать, но все же купцы приезжают сюда из разных мест». Самих купцов он оценил как «нищенски бедных» из-за малого количества привозимых товаров и сделал вывод, что торговля в Астрахани не стоит того, чтобы ее продолжать. Англичанин счел развитие Астрахани, как торгового города, бесперспективным, но следующие путешественники и купцы утверждали обратное. По описанию Олеария, город «славится из-за многочисленных купцов и заморской торговли. Ежегодно приезжают сюда голландские, английские и гамбургские суда с различными товарами. В то же самое время собираются в путь купцы по стране». Исаак Масса отмечал, что Астрахань «всегда была большим и людным торговым городом, куда стекалось для торговли множество купцов из Персии, Аравии, Индии, Армении, Шемахи и Турции». Об этом же говорят и другие путешественники в своих сочинениях. Также они приводят подробные описания товаров, которые можно было приобрести в Астрахани. Обращают внимание на этническую принадлежность торговцев, условия торговли и привилегии. Таким образом, с конца XVI в. Астрахань становится для иностранцев центром международной торговли.
Значительное влияние на развитие торговой Астрахани оказало ее приграничное положение, о чем многократно упоминали иностранные путешественники. Олеарий отметил, что Волга отделяет Европу от Азии. Рейтенфельс назвал Астрахань «порогом в Азию». Нельзя не вспомнить и слова немецкого поэта Пауля Флеминга, сопровождавшего голштинское посольство вместе с Олеарием:
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.
Он руку может здесь Европе протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть.
Из вышесказанного следует вывод, что Астрахань для иностранцев – не только крупный торговый город, а важный транзитный пункт, который дает возможность попасть на Восток.
Анализ сочинений европейских путешественников XVI-XVII вв. показал, что Астрахань глазами иностранцев представляла собой край рыбного, соляного и фруктового изобилия. Астрахань – главные ворота в Азию, важный центр международной торговли Московского государства. Город, объединивший в себе массу противоречивых элементов, начиная климатическими условиями и заканчивая этническим составом населения.
Источники и литература:
Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию, 1558-1560 // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. Ленинград, 1938. Коллинз С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. М.,1846. Мейерберг А. Путешествие в Московию. М.,1874. Маржерет Ж. Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета. М.,1982. Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М., 1937. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме третьему о Московии. М., 1905. Стрюйс Ян Извлечение из описания путешествия (1669-1670) // Астраханский сборник, издаваемый Петровским обществом исследователей Астраханского края. Вып. I. Астрахань,1896. |