Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Коллекция «Металл, дерево, орудия производства»
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Фондовые коллекции
  3. Коллекция «Металл, дерево, орудия производства»

Коллекция «Металл, дерево, орудия производства»

Изделия из рога в коллекции АМЗ

В музейных собраниях встречаются небольшие, на первый взгляд, малозначимые коллекции, которые редко попадают в поле зрения специалистов, ученых. Одной из таких коллекций является коллекция изделий из рога, включающая в себя различные предметы как утилитарно-декоративного, так и художественного направления. (рис.1-4)

Что же подразумевается под термином «рог»? Рог-это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный монолитный конец. Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Одним из свойств рога является его упругость, он хорошо держит форму. Правда, материал чувствителен к колебаниям температуры и влажности и может покоробиться или расслоиться. При прессовке в формах (рог при нагревании размягчается) он не позволяет делать резких изломанных линий, крутых поворотов. Все роговые изделия отличаются мягко - заоваленными контурами, спокойными формами, плавными линиями. Вещи удобны в эксплуатации, просты и красивы. Рог используют для изделий, которые условно можно разделить на 2 группы. Первая – изделия, в которой художники используют природную форму рога-совки, черпаки, кубки, раструбы музыкальных инструментов (жалейка, волынка). Ко второй группе можно отнести предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, лотки, женские украшения. [5]

Расскажем немного о технологии выделки рога. Коровий рог хорошо режется (в распаренном виде даже ножницами), гнется, прессуется, полируется и окрашивается. Его можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой. Подготовка сырья включает в себя очистку и выварку рога - для того, чтобы он стал мягким. Затем его выпрямляют под прессом. Полученные таким образом плашки поступают к мастерам-художникам, отсматривающим сырье, выявленный природный рисунок и определяющим, для чего их можно использовать. Рог в дальнейшем окрашивают, шлифуют, полируют. В процессе обработки после протравки он приобретает цвет или более ярко выявляется природный рисунок. [7],[4] В производстве художественных изделий рог используют целиком, частями или отдельными распиленными и подобранными по цвету пластинками, предварительно подогретыми и выгнутыми в соответствии с разработанной композицией. Готовое изделие обтирают маслом во избежание растрескивания и расслоения. [1] Отходы производства использовались как удобрение и сырье для клееварения.

Известно, что обработкой рога люди занимались еще с периода палеометалла. [6] Идея использовать в хозяйстве наросты на головах рогатых животных, наверное, родилась еще в глубокой древности. Насчитывающее почти четыре тысячи лет захоронение трехмесячного младенца рядом с мумией «лоуланьской красавицы» (северо-запад Китая) среди прочего инвентаря содержит и коровий рог – в качестве бутылочки для молока. На такое использование рога наталкивала сама его форма. По той же причине делали из рога пастушьи рожки, чернильницы и т.п.- достаточно было очистить рог, опилив его и снабдив необходимыми деталями (пробки и т.п.) А вот «править» - выпрямлять рог, обрабатывать его как плоский материал - идея вологодских мастеров. Они изобретали новые приемы обработки, формы изделий – таким образом появился целый промысел - устьянский рог, а изделия стали стремиться к высотам искусства [2]. Позже, уже в советское время, дело кустарных мастеров было продолжено в промышленных масштабах - рог прочно вошел в сферу художественной промышленности. Практически при каждом мясокомбинате обычно был художественный цех, который выпускал изделия из простой животной кости и рога. Поскольку рог является отходом производства мясной промышленности, предприятия по его художественной обработке были широко распространены. Основные из них: Сувенирная фабрика в Кисловодске, Хотьковская фабрика резных художественных изделий и игрушек, под Москвой, Сочинская сувенирная фабрика, Махачкалинский художественный комбинат, Калининское производственное объединение художественных изделий и игрушек, московский и ленинградские мясокомбинаты.[3],[1] В Астрахани изделия –сувениры из рога выпускались цехом ширпотреба Астраханского головного мясокомбината (с подчинением Управлению мясной и молочной промышленности РСФСР[8]). Часть изготовленных в нем в 1970-1971гг. сувениров хранится в фондах Астраханского музея-заповедника. Наиболее популярны скульптуры, изображающие животных, птиц, цветы (рис.1,2,4).

Художественные изделия из рога подразделяют по назначению и тематике. По назначению их делят на 3 группы: утилитарные изделия – это бытовые предметы (карандашницы, лотки) и предметы туалета (пудреницы), декоративные изделия - предметы украшения интерьера (декоративные рога, настенные панно, цветы, миниатюрная скульптура), сувениры.

По тематике различают: изделия с трудовыми, героическими, спортивными, сказочными, басенными сюжетами и изделия, изображающие животных и птиц. Изделия из рога выпускают двух сортов - первого и второго. К художественным изделиям из рога относятся художественно оформленные предметы, изготавливаемые из рога крупного рогатого скота.

В коллекции «Металл, дерево, орудия производства» Астраханского музея-заповедника хранятся предметы, использовавшиеся в быту или аптекарском деле: весы для взвешивания лекарств с чашечками из рога, столовые приборы с костяными накладками (ножи). В коллекции «Этнография» - предметы декоративного плана - фигурки животных, растений из гнутого рога, изделия для туалета - гребни, расчески и др.

Даже обыкновенные чашечки для весов из музейных коллекций непохожи друг на друга благодаря неповторяющемуся узору из пятен и разводов различной причудливой формы, удачно подмеченных и подчеркнутых художником.

Найти и усилить природную красоту материала - одна из главных задач мастеров, работающих с рогом. Своеобразие роговым изделиям придает волокнистое строение материала – полупрозрачные волокнистые слои, блестяще отполированные поверхности, отражающие свет, создают неповторимую игру и завораживают взгляд. Рисунок роговых произведений чрезвычайно разнообразен, но преобладает мягкая гамма теплых оттенков. В одном изделии может быть целая палитра красок от белесых, светло-желтых до густых коричневых и даже черных. Некрасивые роговые плашки мастера умело окрашивали, используя различные протравы для рога, умели красить рог и под «черепаху». Окрашивание рога возможно в широкую палитру оттенков - от черного до светло-серого. Роговый материал, неяркий и неброский, после химической обработки становился эффектным и декоративным.

В последнее время отмечают всплеск интереса к изделиям из рога, несмотря на дешевизну и, казалось бы, привлекательность аналогов из пластмассы, что позволяет надеяться на возрождение рогового промысла. Ведь природная образность материала, теплота, мягкая эластичная упругость выгодно отличают его от любого вида искусственных материалов. Рог можно использовать в качестве инкрустации, сочетать с деревом, металлом. Разнообразные колье, гривны, браслеты, цепи, красивые вставки в дамские сумочки, пояса, роговые бляшки в качестве подвесок в ювелирных украшениях и т.д. - все это, без сомнения, найдет своего потребителя. Думается, что современными были бы различного вида портсигары, коробочки, а также столовые и десертные наборы, разнообразные лоточки. [2] В свою очередь, коллекция музея-заповедника может служить прекрасным материалом для мастеров.

Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4

Автор: О.М. Иванова


Ссылки:

1. Р.А. Бардина «Изделия народных художественных промыслов и сувениров» издание 4-е. Москва, «Высшая школа»,1990г., стр.83-86

2. А.А.Глебова, Л.А. Бызова (г. Москва) «Устьянский рог» http://www.booksite.ru/fulltext/pos/luzh/ity/21.htm

3. Обработка рога© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг. http://www.patlah.ru/etm/etm-01/podelki/podelki%20rog-kost/obrab_roga/obrab_roga.htm Автор: Г. Федотов

4. http://www.idea-master.ru/podelki-iz-roga.html

5. http://www.flunky.ru/uxod-otdelka-remont/uxod-za-izdeliyami-iz-roga/563-izdeliya-iz-roga.html

6. Бородовский А.П. «Древний резной рог южной Сибири эпохи палеометалла» Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук специальность 07.00.06 – археология Новосибирск-2007 На правах рукописи работа выполнена в Отделе археологии палеометалла Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-istoriya/a521.php

7. Автор Л. Мельник http://digestweb.ru/16358-chto-takoe-ustyanskij-rog.html

8. http://archive.astrobl.ru/afao/Default.aspx ГААО Фонд: Р-2459 Ед. хранения: 796 Дата: 1923-1986


Подстаканник завода Ленэмальер

В 2017 году коллекция подстаканников Астраханского музея-заповедника пополнилась новым интересным экспонатом - алюминиевым подстаканником с медальоном «Калитка Летнего сада» (АМЗ КП 48403/12) Такие подстаканники производились на заводе Ленэмальер. Точное время появления артели неизвестно, сведения о времени появления противоречивы. Называют даты от 1917г. по 1930г. включительно. Возможно, что во второй половине 20-х годов артель «Ленинградский эмальер» уже существовала. [1] По другим данным - кооперативная промыслово - производственная артель «Ленинградский Эмальер» (Ленэмальер) была создана в ноябре 1929 года в Ленинграде и сложилась из 3-х мелких артелей: «Монтировщик», «Эмальметалл», «Прогрессэмаль». В 1931 г. в «Ленэмальер» влилась еще одна артель – «Цветэмаль». Предприятие подчинялось Управлению местной промышленности Ленгорисполкома. [2] Выпускала она значки, знаки и другую галантерейную продукцию (зажимы для пионерских галстуков, броши, пудреницы). Даже после организации артели большая часть всех работ производилась на дому у артельщиков, так как артель не располагала помещением, даже для процесса гальванизации; источником питания служили исключительно аккумуляторы. Однако уже в 1930 г. артель уже имела 5 эксцентриковых прессов, 6 фрикционных, один токарный станок, вальцы и несколько ручных прессов [2] и была одной из крупнейших артелей Ленинграда - в ней трудилось около 200 сотрудников. Правление «Ленинградского эмальера» располагалось тогда в бывшем доме Фаберже на улице Герцена, 24.[1] Рост артели начинается в 1931 г., но особенную стремительность он приобретает в годы Второй Сталинской пятилетки. «Ленинградская артель «Ленэмальер» является самой крупной кооперативной артелью промысловой кооперации Советского Союза по производству художественных эмалевых изделий. 1600 человек работают в цехах этой артели, почти на 40 млн. руб. изделий дадут стране ленинградские эмальеры в 1939 г.» [2] После войны завод «Ленэмальер» производил маникюрные наборы, зажигалки, различные украшения и значки с эмалью. Находился в числе предприятий ювелирной промышленности. Любопытно, что это предприятие называлось артелью вплоть до 1956 года, когда его в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР переименовали в завод «Ленэмальер».[2]

В дальнейшем завод был выведен из ювелирной промышленности, в 70-е годы входил в состав Ленинградского научно-производственного объединения «Лентеплоприбор» [2] и в 1980 году[1] передан научно-производственному объединению «Буревестник» Минприбора и продолжал выпускать маникюрные наборы и зажигалки. [1] В это время производственная база завода составляла 12 цехов — от штамповочного до механического. В 1991 году бывшая артель стала именоваться «Государственное предприятие завод «Ленэмальер». В 1996 году производитель объявил себя открытым акционерным обществом [2] (находился по адресу 193148, Санкт-Петербург, Елизарова просп., д. 38. цехи - № 6 - Боровая, 6/8, № 8 - Синопская наб., 26, № 9 - Загородный пр., 17, № 10 - ул. К. Заслонова, 23, филиал - д. 19, № 11 - Дегтярный пер., [1], а спустя 12 лет, в 2008 году, предприятие было объявлено банкротом и 31 августа 2010 года ликвидировано. [2]

Считается, что первые подстаканники были выпущены предприятием после войны. Среди них – латунные и алюминиевые, с эмалевыми вставками и без таковых. Известны две серии подстаканников: серия подстаканников 1947 года – латунные с эмалевыми вставками и без них. Серия подстаканников 1953 года – уже широко известные подстаканники. Хранящийся в фондах музея-заповедника подстаканник относится к серии широко известных подстаканников, производившихся после 1953 года. Был приобретен в 1970 - 1980гг. в посудо-хозяйственном магазине пос. Оранжереи для личного пользования семьей дарительницы - Соколовой М.В. Подстаканник цилиндрической формы, полированный, серебристого цвета с фигурной ручкой, на креплёном основании. Впереди - небольшая «открытка» овальной формы в металлическом обрамлении (медальон), прикреплённая к основанию подстаканника четырьмя лапками с внутренней стороны. На открытке - цветное изображение ворот на фоне реки. «Открытку» обрамляют рельефные изображения лаврового венца, по обе стороны – древко со знаменем, внизу под «открыткой» - изображение серпа и молота. С правой стороны сбоку - рельефное изображение крейсера "Аврора" на фоне городского пейзажа. С левой стороны сбоку - изображение парусной шхуны на фоне леса. На оборотной стороне – клепками прикреплена фигурная ручка с орнаментом. Внизу подстаканник крепится к устойчивому основанию округлой формы. Внизу на дне подстаканника в овале клеймо неразборчиво. Надеемся, что коллекция подстаканников музея-заповедника будет пополняться и далее силами жителей нашей области и гостей города.

Фото к статье

Автор: О.М. Иванова


Источники:

  1. http://podstakanoff.net/forum/viewtopic.php?f=13&t=25
  2. http://www.popov-design.ru/servis/spravka/details_181.html «СТАХАНОВЦЫ-ЭМАЛЬЕРЫ», авторы: М.Н. Гурьев, К.С. Попков, Н.П. Ладонкина Всесоюзное кооперативное объединенное издательство – КОИЗ, Ленинград, 1939, Москва.

Новинка коллекции самоваров Астраханского музея-заповедника - самовар фабрики К.Д. Горнина

Коллекция самоваров Астраханского музея-заповедника пополнилась новым экспонатом. Это самовар фабрики Кондратия Дмитриевича Горнина. Согласно данным тульского госархива (http://tulagosarchive.ru/smvrmasters.html) время существования фабрики 1872-1890гг. В этот период в Туле и других центрах по производству самоваров - Урале, Москве уже существовало большое количество самоварных фабрик, мастерских. Возникновение фабрики Горнина было поздним по времени, дело не должно было увенчаться успехом в связи с большим количеством конкурентов. Несмотря на это, небольшая фабрика в районе под названием Криволучье, в Туле, быстро стала рентабельной и уже в конце 70-х начале 80-х годов к первой фабрике прибавились ещё две: количество произведенных за год самоваров было не меньшим, чем у самоварной империи Баташевых. Произошло это во многом благодаря тому, что продукция фабрики Горнина заняла экономическую нишу, до сих пор вакантную - самовары Горнина и его преемников были доступны даже не слишком состоятельным слоям населения – их могли позволить себе купить и крестьяне, и рабочие. Огромные, для 19-го века, объемы производства позволили успешно конкурировать фабрике Горниных с наиболее известными фабриками того времени. Даже сегодня, в 21 веке самовары Горнина встречаются на полках антикварных магазинов и виртуальных витринах куда чаще, чем иные. (http://100samovarov.ru/gornin.htm) Несмотря на это, в коллекции Астраханского музея-заповедника до сих пор не было самоваров этой фабрики. Предлагаю читателю поближе рассмотреть новинку коллекции.

Фото

Самовар (КП 47667/М.3454) конца ХIХв. угольный (жаровой, дровяной) в форме банки. Основание квадратной формы, на четырех литых ножках. Ручки кольцевидные, вислые, хватки дровяные точеные. На тулове клеймо фабрики-изготовителя «Самоварное заведенiе Кондратiя Митрiевича Горнина въ Туле основано съ 1872года», оттиск похвального листа 1884г., оттиски семи медалей, в частности медаль «отъ общества сельского хозяйства юговосточной Россiи». Самовар передан в фонды музея-заповедника М.В.Головачевым, заведующим таксидермической лабораторией музея, из сборов В.И. Головачева.

Автор: О.М. Иванова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!